Владение интернетом и быстро обучаемость

Не так давно я по долгу службы вновь читал резюме, рассматривал портфолио и проводил собеседования с дизайнерами. Как обычно, процесс доставил массу веселья, частью которого я хочу поделиться.

Начать можно с того, что 99% соискателей не утруждаются написанием персонального отклика, а присылают стандартное резюме — «признак профессионала по устройству на работу» ©. Это меня всегда удивляло: скажем, за всю жизнь я ни разу даже не сделал себе резюме, хотя до ухода «в свободное плавание» успел поработать больше чем в 20 местах. Когда в 16 лет я хотел работать риэлтором, я понимал, что работодателю глубочайшим образом похуй на то, что в 14 лет я торговал лимонами, и писал только о том, что опыта работы в этой сфере не имею, но два слова связать могу и приблизительно предполагаю, что такое квартира. Когда в 2004 году я шел на работу в типографию, я не рассказывал, как в 16 лет работал риэлтором, понимая, что умение сдать квартиру вряд ли будет там по достоинству оценено.

В общем, мне слали резюме, а я их читал. Что в них было особенно веселого?

1. Возглавляет список, конечно, перечень применяемых программных инструментов. Люди (претендующие на должность дизайнера, напомню) пишут, что уверенно владеют такими программами, как Виндоус (я не шучу), Интернет Эксплорер и Гугл Хром (я не шучу, блять!) и самое главное — просто «интернет» (я реально не шучу, блять!). Я удивлен, что люди не сообщают о владении Скайпом, Вибером, Аськой, игрой Кэнди Краш, мобильным телефоном, кофеваркой, феном, утюгом и, скажем, умением застегивать пуговицы. Думаю, что глубинная причина моих отказов большей части кандидатов даже в собеседовании связана именно с этим: как я могу позвать на собеседование соискателя, если я не уверен, что он придет в застегнутой рубашке? Один молодой человек вызвал мое глубокое уважение, сообщив об умении делать двусторонние распечатки при помощи программы Корел Дро.

2. Хобби. Впрочем, они часто пересекаются, перемешиваются и конкурируют с личностными качествами. Самое безобидное из всего, что я прочитал, звучало как «охота, рыбалка». Самое неожиданное звучало эээ… неожиданно: «изготавливаю вещи и бижутерию hand-made ручной работы, стрессоустойчивость и быстро обучаемость» (это цитата). Люди сообщали о любви к ночным прогулкам, к отдыху на пляже (оригиналы!), к домашним животным, кулинарии и мелкому строительству. Все это, конечно, замечательно и вне всякого сомнения чрезвычайно интересно, но работодателю (на этапе чтения резюме, во всяком случае) на все это совершенно насрать.

3. Грамматические ошибки. Чудовищные грамматические ошибки. С одной стороны, я принимал на работу не корректора и не редактора. С другой стороны, даже стандартное резюме — это лицо, которое работодатель видит и глядя на которое решает, хочет ли он увидеть лицо реальное. Самое крутое — это, конечно, ошибки в собственном имени и в слове «резюме» (когда пишут «резюмэ»). Не уступающее по крутости зрелище — крупный заголовок «Portfolo» на обложке портфолио. На обложке! Впечатляют всякие «инжинер» и «художествинная академия» в перечнях предыдущих мест работы и учебы.

4. «Кладбище логотипов», когда соискатель на одной из страниц пишет «Мои клиенты» и ставит туда логотипы всех компаний, к которым он имел какое-то отношение. В принципе, это неплохая идея, но в 99% случаев выясняется, что логотип «Билайна» там, потому что семь лет назад соискатель менял цифру в номере телефона на визитке менеджера регионального офиса в Апаране, а логотип «Эппл» там, потому что дизайнер мечтает в будущем творить великие творения, используя технику именно этого производителя, а еще уважает Стива Джобса.

5. Хотя все равно самым смешным в резюме для меня остается само резюме. Писать их, как и коммерческие предложения, никто не умеет, а главное — никто не понимает, для чего они нужны. Однако, почти у всех со школы осталось убеждение, что это «как сочинение, раз училка сказала что надо три страницы, значит надо выдавить из себя три страницы». Именно отсюда берутся такие симптомы, как: указание номера квартиры и номера телефона брата/сестры/дяди/тети; перечисление всех-всех мест учебы и номеров средних школ; перечисление семи смертных грехов (коммуникабельность, активность, желание работать в команде, целеустремлённость, быстрообучаемость, исполнительность, стрессоустойчивость) и прочие бессмысленные псевдофакты. Лучшее резюме — это демонстрация умений. Ну и имя можно назвать, чего уж там.

Есть еще один момент, специфичный для дизайнеров, который я не привел в списке веселого, потому что он остается предметом дискуссий — нереализованные проекты, не принятые клиентом варианты дизайна и мелкие работы. До ухода в «свободное плавание» я сам грешил демонстрацией пяти вариантов визитки и десяти отличающихся друг от друга цветом фона баннеров. После того, как я начал работать самостоятельно, моя позиция радикально изменилась и я стал резким противником подобного. На мой взгляд, если продукт дизайнера не был реализован (упаковка не появилась в магазинах, баннер не засрал обочины всего города, фирменный стиль не ушел в мир), то дизайнеру нечем гордиться. Если дизайнер работал над календарем месяц, нарожал за это время десятки вариантов, потеряв зрение, нервы и волосы, то показывать (в портфолио, во всяком случае) все равно нужно только принятый клиентом вариант. Потому что дизайнер — это менеджер и дипломат в одном лице, и если ему не удалось продать клиенту тот вариант, который ему самому больше нравился — значит в этом случае он оказался слабым менеджером и дипломатом. Последнее — мелкие работы и тут само понятие «мелкие» является предметом для дискуссий. Любой дизайнер получает сотни просьб типа «поставьте наш логотип на бланк, и будет бланк» или «поставьте наш логотип и надпись «скидка» на баннер, и будет баннер». На мой взгляд — это текучка, ее демонстрация есть пускание пыли в глаза.

Если бы я публиковал работы, не дошедшие до жизни и тонны всякого мелкого говнища типа поздравлений, предложений и презентаций, то количество работ в моем портфолио давно перевалило бы за тысячу. У меня, как у всякого дизайнера, «в столе» лежат десятки работ, которые по каким-то причинам не увидели свет, но которые мне самому очень нравятся, типа этого журнала, например:

Портфоло и резюме
Портфоло и резюме

Вот нравится мне этот журнал. И что? И ничего: его концепт был оплачен, но он не был напечатан и не появился в продаже, поэтому его публикация, на мой взгляд, стала бы зарабатыванием «дешевых» очков. При этом я лично знаю нескольких человек, уважаемых мной профессионалов, которые эту работу опубликовали бы в портфолио.

Правда, резюме нет ни у одного из них :-)

Плюсануть
Вконтактнуть