Прайс-лист на услуги графического дизайнера

«Отправьте прайс на дизайн», говорит клиент, и дизайнер с готовностью высылает pdf-файл с большим количеством строк, где написано, что листовка стоит тысячу рублей, буклет — три тысячи, а баннер «три на шесть» — пять. Делая это, дизайнер совершает как минимум три смертных греха и вредит как клиенту, так и коллегам.

Первый грех — это привязка стоимости работы к ее физическим габаритам. Дизайнер не закупает на оптовой базе пиксели, он их создает головой и компьютером, поэтому совершенно неважно, сколько их будет создано — пять тысяч или три миллиона. Почему баннер стоит дороже буклета? Правильный ответ — нипочему. Честный ответ — так повелось.

Возьмем типичный буклет. Чтобы его сделать, нужно сначала подвергнуть пыткам клиента, потому что фразы «ну, о нашей продукции» явно недостаточно. После того, как клиент все рассказал, нужно придумать идею. Идеей, в зависимости от целевой аудитории, может быть как простая картинка на обложке, так и сложная визуальная метафора. Затем идею нужно превратить из мысли в картинку, потратив либо время на работу, либо деньги на фотобанк, либо много денег на иллюстратора, либо много денег и времени на моделирование и рендеринг. Окей, буклет оформлен, но в нем «рыба » вместо текста. Чтобы получить хороший текст, нужно найти копирайтера и снова потратить деньги и время. После этого нужно сверстать все вместе. Затем нужно найти корректора и отдать буклет и еще сколько-то денег ему. Корректор исправит дефисы на тире, «ться» на «тся» и найдет еще сто пятьдесят четыре ошибки. Эти правки нужно внести, согласовать буклет с клиентом, правильно подготовить файл для типографии и, наконец, отдать его в печать.

Теперь возьмем типичный баннер «три на шесть». Нужно взять картинку, написать в центре фразу, продиктованную клиентом по телефону, поставить «вот сюда» логотип, сохранить файл и отправить ребятам, занимающимся широкоформатной печатью.

Бывает, кстати, с точностью до наоборот.

Листовка, баннер и буклет — это всего лишь физический формат носителя, цена оформления которого состоит из суммы слабо связанных с ним факторов. Первый — стоимость работы мозга дизайнера. Второй — материальные ресурсы и время, затраченные на работу. Третий — стоимость услуг привлеченных «со стороны» субподрядчиков. Профессионал никогда не напишет итоговую сумму в прайсе, потому что он понятия не имеет, с какой задачей придет клиент.

В прайсах многих дизайнеров мне доводилось видеть фразу «если клиент предоставляет готовый текст, фотоматериалы, логотип и подробное описание вида будущего продукта». Хочу отделить такие случаи, потому что это не дизайн, а компьютерная верстка по техническому заданию. Цена в этом случае рассчитывается очень просто — стоимость часа работы конкретного дизайнера множится на затраченное время.

У хорошего дизайнера в прайсе может быть только одна цифра — стоимость часа работы.

Второй смертный грех героя нашей истории — политика «трех вариантов». Считается, что клиенту нужен выбор (глупость). Считается, что выбор из двух вариантов — это плохо, а вот из трех — в самый раз (тройная глупость). Страшная тайна, о которой не догадывается большинство дизайнеров заключается в том, что клиенту нужен не выбор, а продукт.

Типичная ситуация: дизайнер с прайсом, в котором написано, что за тысячу рублей клиент получает листовку в трех вариантах на выбор, принимает заказ на эту самую листовку. Дизайнер страшно боится задавать клиенту вопросы (вдруг разозлится и заберет назад тысячу рублей), поэтому три дня мучается. Ничего толком не придумав, он в последнюю ночь находит три случайные картинки, ставит их на три листовки, копирует откуда-то текст о продукте, ставит в угол логотип и показывает клиенту «три варианта». Клиенту — сюрприз, — не нравится ни один! Дизайнер шипит «он не понимает», клиент сетует на «творческих людей». Самый позитивный исход этой ситуации — клиент придумывает себе листовку и тратит полдня, чтобы нарисовать ее руками дизайнера. Оба расходятся с ненавистью и мечтой больше никогда друг друга не видеть.

Правильная ситуация: дизайнер советуется с клиентом, обсуждает с ним свои идеи и нарисованные «на салфетке» эскизы, приступая к финальной визуализации только тогда, когда для обеих сторон очевидно, что должно получиться. Дизайнер не тратит ресурсы на бессмысленную работу, клиент застрахован от неприятных сюрпризов, в результате получается полезный для реальности продукт, а стороны остаются друг другом довольны.

Бывают редкие случаи, когда после визуализации идеи клиент решает сменить курс и просит придумать что-то другое. Здесь уместно применить политику «трех последовательных вариантов». Если клиент отвергает третью реализацию согласованной с ним идеи — это повод усомниться либо в техническом уровне дизайнера, либо в адекватности клиента, либо в том, что оба говорят на одном языке. В результате можно разойтись, а можно поговорить об удвоении бюджета и продолжении работы.

Хороший дизайнер вместо ложного выбора предлагает продуктивный диалог.

Третий грех прайса — указание в нем четких сроков. Возьмем нашего дизайнера из истории с листовкой: в его прайсе указано, что срок работы — три дня. Клиент рассчитывает на этот срок, у него запланирована промо-акция, но дизайнер, как мы помним, сделал типичное «не то». У клиента умирают и не восстанавливаются нервные клетки, у дизайнера появляется тик и круги под глазами. Фраза «создание каталога за десять дней» на самом деле не говорит ни о чем, однако рождает ложные надежды. Сколько страниц в каталоге, десять или сто? Графический материал готов или его нужно создавать? Тексты есть, или их нужно писать? Входит ли в десятидневный срок внезапный больничный клиента? Дизайнера?

Хороший дизайнер не пытается заранее восхитить клиента громкими словами о «кратчайших сроках». Только после того, как получено представление о сути задачи и исходных материалах, он может определить периоды, необходимые на выполнение отдельных этапов работы. Он обязательно подчеркнет, что клиенту нужно объективно оценивать собственное время для подготовки исходников и согласования промежуточных результатов. Кроме того, мудрый дизайнер обязательно заложит какое-то время сверх расчетного, чтобы сдать работу раньше, а не подвести клиента, сорвав дедлайн.

Хороший дизайнер — как еврей: на вопрос о сроках сначала отвечает вопросом.

Чтобы «на берегу» понимать, как сторонам надлежит вести себя в разных ситуациях, полезно все важные условия зафиксировать в договоре.

Плюсануть
Вконтактнуть